NFT. Технология, которая изменит мир. Руководство для начинающих и полезная информация для знатоков / Bookland

image

Криптовалюты – например, Bitcoin, Ethereum или Monero – работают как раз благодаря технологии блокчейна

Токены, в свою очередь, представляют собой запись в регистре внутри этой блокчейн-цепочки. Отличительной чертой большинства токенов является принцип взаимозаменяемости. Его можно сравнить с валютой (в том числе криптовалютой): один доллар, один рубль или один биткоин можно с легкостью заменить одним долларом, одним рублем или одним биткоином, принадлежащим другим пользователям.

Однако очевидно, что не все цифровые активы являются взаимозаменяемыми. Картина Пабло Пикассо не тождественна произведению Клода Моне, а mp3-файл с песней The Beatles вряд ли можно заменить на запись концерта Эминема. Поэтому для того, чтобы перенести в блокчейн уникальные предметы, и был создан формат невзаимозаменяемых токенов.

Можно ли поставить знак равенства между картинами Моне и Пикассо?

Каждый из NFT неповторим и существует в единственном экземпляре, его нельзя разделить, а вся информация о его авторе, покупателе и всех операциях с ним надежно хранится в блокчейне. Другими словами, NFT – это цифровой сертификат, прикрепленный к уникальному объекту.

Что можно продать в форме NFT?

Фактически, все что угодно. Музыку, изображения, текст, видео, 3D-модели – то есть любой претендующий на уникальность цифровой продукт:

Особое внимание NFT уделяют коллекционеры (кому, если не им, заниматься поиском уникальных предметов), геймеры (которых интересуют внутриигровые предметы: скины, оружие, коллекционные карточки и т.д.), а также деятели и любители искусства. Притом искусства во всех его проявлениях.

Певица Граймс (она же мать мальчика по имени XÆA-12, ребенка Илона Маска) продала в формате NFT свои рисунки, выручив за них $5,8 млн, а российский художник Покрас Лампас продал проекцию своего рисунка на Чиркейской ГЭС за $28 тыс.

Страница Покраса Лампаса на Foundation.app. Проекция на Чиркейской ГЭС – справа

Диджей 3LAU стал первым музыкантом, который выставил на продажу свой альбом, получив за него $11,6 млн. Среди других музыкантов, также продавших свои творения в виде NFT – группа Kings of Leon и певец Weeknd.

Рекордом стала продажа картины «Everydays: The First 5000 Days» художника Майка Винкельманна (известного как Beeple). JPG-файл, состоящий из всех изображений, которые художник ежедневно рисовал в течение пяти тысяч дней, был продан за $69,3 млн. Картина Винкельманна стала первой NFT-работой, проданной за всю историю аукционного дома Christie’s.

Картина Beeple была продана за $69,3 млн

Невзаимозаменяемые токены представляют интерес не только для деятелей искусства, но и для крупных изданий. Журнал Times выставил на продажу три своих обложки (включая культовую «Is God Dead?»), а издание The New York Times и вовсе продало свою колонку с говорящим названием «Купите эту колонку на блокчейне!».

В качестве NFT-лотов выставляются не только музыкальные треки или рисунки, но и модели. Так, канадская художница Криста Ким смогла выручить $520 тысяч за минималистичную модель дома, спроектированного в марсианских декорациях.

Я создал NFT. Что мне теперь делать?

Существует большое множество площадок, работающих с NFT. Некоторые являются узкоспециализированными маркетплейсами и различаются по категориям продаваемых объектов: где-то можно найти исключительно предметы для видеоигр, где-то – цифровое искусство.

Среди известных – сервисы OpenSea, Rarible, Niftygateway и SuperRare. Площадки берут комиссию в эфирах (так называется обменная единица криптовалюты Ethereum – на основе ее инфраструктуры и были созданы невзаимозаменяемые токены). Размер комиссии варьируется, но как правило исчисляется в десятках долларов.

Так выглядит OpenSea, один из самых известных NFT-маркетплейсов

Какие-то сервисы сразу же генерируют из загружаемого файла токен (и сразу же взимают комиссию), в то время как другие создают NFT лишь в момент продажи.

Раньше мы не слышали об NFT. Они появились совсем недавно?

Хотя блокчейн и криптовалюты на слуху уже не первый год, NFT – явление относительно новое.

Токены такого рода были созданы еще в середине 2010-х, однако первые NFT-проекты стали доступны лишь в 2017 году. Популяризация NFT, которыми сейчас люди зарабатывают миллионы долларов, изначально была заслугой CryptoKitties – игры, в которой можно разводить виртуальных кошек. Игра стала чрезвычайно популярной, а суммы, за которые можно продать цифровых питомцев, превышали $100 тысяч.

Своим мнением о развитии NFT поделилась профессор Донна Редел – ранее она занимала пост управляющего директора Всемирного экономического форума, а сегодня является экспертом по вопросам блокчейна и криптовалют Университета Фордхэм.

Она отмечает: «возрождение» NFT в 2021 годом тесно связано с прогрессом в самой инфраструктуре блокчейна. «Мы наблюдали за продолжающимся развитием блокчейна, – говорит Редел. – Люди брали за основу систему биткоина, так появился протокол Lightning (платежный протокол, позволяющий проводить моментальные транзакции – прим. ГА). […] Мы наблюдали и за развитием технологий на основе блокчейн-платформы Ethereum. Люди скорее строили [инфраструктуру невзаимозаменяемых токенов], нежели занимались покупками».

Донна Редел – первая женщина, возглавившая американскую биржу

Редел отмечает, что развитие блокчейн-технологий и появление NFT-сервисов (многие из которых появились в прошлом году) совпало и с другими процессами в обществе и экономике. На фондовых рынках (и рынках криптовалют) появилось большое количество новых игроков, в том числе непрофессиональных трейдеров и инвесторов-любителей.

Демократизация фондового рынка (апофеозом которой стала ситуация вокруг акций компании Gamestop) совпала с пандемией: оказавшись в самоизоляции, наедине со своими устройствами, многие люди стали обращать внимание на новые финансовые инструменты.

Определенную роль в «возрождении» NFT сыграл и информационный шум вокруг них. Появление громких имен в новостных заголовках по соседству с NFT не могло не привлечь к ним внимание. Одно дело, когда об NFT говорят в узких геймерских сообществах, другое – когда свои токены выпускают такие знаменитости, как Илон Маск, Бэнкси или Пэрис Хилтон.

Я купил JPG-картинку в формате NFT. Теперь я обладаю на нее всеми правами?

Скорее нет. Это и представляет собой основной повод для критики нового вида токенов: ведь владение NFT не гарантирует полные права на этот предмет.

Возьмем, к примеру, незамысловатое вирусное видео Nyan Cat, представляющее собой анимацию летящего по небу кота, который оставляет за собой радужный след. За NFT с анимированным котом покупатель заплатил его создателю $580 тыс. Однако, при желании, вы все так же можете смотреть это видео на YouTube, скачать его себе на смартфон или установить скриншот из него как заставку на рабочий стол, не опасаясь, что владелец NFT потребует от вас оплаты.

Тот самый Nyan Cat, проданный за $580 тысяч

В качестве примера, упомянутого Редел, могут выступать NBA Top Shots – так называются зрелищные моменты в матчах Национальной баскетбольной ассоциации. То есть возможно приобрести NFT, к которому будет прикреплен бросок мяча в исполнении Джеймса ЛеБрона или слэм-данк Майкла Джордана.

«Вы можете купить этот “момент”, но вы не владеете правами на него и не можете распоряжаться им за пределами блокчейна, – говорит профессор Редел. – Его нельзя одолжить, нельзя разделить на составные части. Можно лишь то, что разрешено владельцами этих “моментов” (NBA и Dapper Labs – создателей вышеупомянутых CryptoKitties – прим. ГА), а именно – можно купить, держать в своей коллекции и можно продавать».

NBA Top Shots – зрелищные моменты из игр Национальной баскетбольной ассоциации

По словам собеседницы «Голоса Америки», список того, что можно делать с NFT (и как это будет соотноситься с авторскими правами) может расшириться, но пока все происходит исключительно в рамках сети блокчейна.

Можно предположить, что в подобном виде могут существовать и другие «моменты». В теории кинокомпании смогут продавать в форме NFT фрагменты из ваших любимых фильмов – то есть, вы сможете стать единственным обладателем токена, привязанного к финальной сцене в «Титанике» или танцу из «Поющих под дождем». Однако (если не существует иных договоренностей с правообладателем) вы вовсе не будете получать отчисления при каждом показе этого фильма, но сможете выручить деньги, продав заново эти сцены.

Если покупатели NFT не владеют предметами, то зачем люди их покупают?

Хотя мы действительно можем скачать понравившиеся нам файлы, их эксклюзивность – а вовсе не доступность в интернете – вот что несет основную ценность. Блокчейн надежно фиксирует факт того, что именно вы приобрели некий уникальный предмет, ранее созданный его изначальным владельцем, данные о котором также сохраняются в блокчейне.

Для коллекционеров, геймеров и любителей искусства подобные покупки сродни приобретениям оригиналов картин. Можно в теории приобрести оригинал «Черного квадрата» Казимира Малевича, однако сам факт этой покупки (как и его стоимость) будет существенно отличаться от того, если бы мы просто повесили на стену репродукцию этой картины.

«Черный квадрат» Казимира Малевича в Третьяковской галерее

Но NFT можно рассматривать не только как часть коллекции или нечто ценное с точки зрения эмоционального опыта, ностальгии или возможности похвастаться уникальным приобретением. Возможность перепродажи NFT, заложенная в их смарт-контрактах, позволяет рассматривать их и как инвестиции.

Однако, как отмечает Редел, если мы хорошо представляем, какой может быть ценность от покупки предметов искусства – к примеру, картин Пикассо или Моне – то в случае с NFT, представляющими относительно новый рынок в сфере творчества и искусства, остается немало вопросов.

«Представим, что шесть месяцев назад я приобрела один NFT за три эфира стоимостью 600 долларов каждый, – рассуждает Редел. – Сегодня бы я отдала за каждый эфир уже 1 800 долларов из-за существенного роста цены. Возникает вопрос: стал ли купленный предмет искусства цениться больше или лишь криптовалюта стала цениться больше? В чем заключается сама инвестиция: в самом искусстве или во взаимосвязи между этим искусством и курсом криптовалюты?». В связи с этим неизбежен и вопрос, какой будет цена NFT по прошествии времени: будет ли покупатель ориентироваться на сумму, оплаченную в ходе последней покупки токена, или же заплатит сумму в соответствии с возросшим курсом криптовалюты.

В апреле 2021 года курс эфира достиг отметки в $2000. Год назад его стоимость составляла около $170

Есть ли будущее у NFT?

Рынок невзаимозаменяемых токенов развивается чрезвычайно быстро и за последние несколько лет технология и инфраструктура блокчейна претерпели значительные изменения. Однако сегодня остается еще много вопросов, по каким правилам может (и должен) функционировать NFT-маркет и в каких сферах могут применяться невзаимозаменяемые токены.

К примеру, одно из потенциальных применений NFT в будущем – запись в блокчейне уникальных документов. Благодаря надежности блокчейна, дипломы, сертификаты и различные документы могут выпускаться в формате NFT, что потенциально поможет исключить риск их подделки.

NFT вероятно окажет (и уже оказывает) определенное влияние на форматы создания и распространения контента, объектов творчества и предметов искусства.

«Это своего рода новая среда для творчества, – говорит профессор Донна Редел. – Нынешнюю ситуацию можно сравнить с периодом, когда фотографы переходили от пленочных фотоаппаратов к цифровым; уместно здесь вспомнить и про неприятие, с которым многие относились к новой фотоаппаратуре».

По словам Редел, NFT способны повлиять не сколько на само творчество, сколько на связанные с ним форматы взаимодействия между потребителями, дистрибьюторами и создателями контента. «Люди интересуются новыми способами создания коллекций, выражения себя, так что этот процесс будет продолжаться, – заявляет она. – Заменит ли это [NFT] все другие форматы? Ни в коем случае. Окажет ли он влияние на существующие бизнес-модели? Да».

«Блокчейн развивается, растут возможности совершения транзакций, и мы в самом начале этого пути, – подытоживает Редел. – Мы только начинаем работать с этой темой, и множество специалистов – чрезвычайно умных, разбирающихся в финансах, технологиях, искусстве – в данный момент экспериментируют и ищут новые способы того, как мы можем использовать блокчейн, криптовалюту и токены в нашем будущем».

Сегодня аббревиатура NFT то и дело встречается в новостных заголовках. Только за последний месяц основатель Twitter Джек Дорси продал в виде NFT свой первый твит за $2,9 млн, компания Jacob & Co. создала первые в мире NFT-часы, а пара из США даже заменила цифровыми токенами обручальные кольца на собственной свадьбе. К этой технологии уже начали присматриваться большие модные бренды: свои первые уникальные токены недавно запустили Gucci и Burberry. Судя по всему, в этом году поисковый запрос «что такое NFT» вообще станет одним из самых популярных.Что такое NFT и как эта технология делает настоящую революцию в мире искусства и моды? Разбираемся вместе с дизайнером и основателем арт-группы Instigators Денисом Давыдовым. 

27 июня 2021, 20:03 Культура

Вся правда о рынке NFT: чего ждать от криптоискусства

Прослушать новость Остановить прослушивание close 100%

Tyrone Siu/Reuters Профильные СМИ пишут о «схлопывании NFT-пузыря», хотя еще недавно NFT называли главным трендом 2021 года в криптоискусстве. «Газета.Ru» поговорила с Ольгой Дворецкой, основательницей первой выставки-ярмарки цифрового искусства и технологий в России Disartive, о том, что происходит с диджитал-арт-рынком сейчас и чего ожидать от него в будущем.

Немного терминов, которые помогут лучше понять тему

Криптоискусство

Цифровое искусство, которое использует технологию блокчейн. Блокчейн помогает диджитал-художникам решить проблему бесплатного тиражирования: они выпускают ограниченное количество предметов и привязывают их к уникальным токенам, подтверждающим право собственности.

Блокчейн (blockchain — с английского «цепочка из блоков»)

Это распределенная база данных или цепочка блоков с информацией обо всех сделках. Данные о транзакциях, записанные в блокчейн, нельзя изменить или удалить, иначе вся цепочка блоков разрушится.

Ethereum

Эта блокчейн-платформа уникальна тем, что в ней используется алгоритм смарт-контракта: он позволяет прописать условия соглашения и его выполнения (аналог бумажных договоров). Именно на базе Ethereum был создан NFT.

Токен

Виртуальная единица в блокчейн, с помощью которой можно совершать покупки. Большинство токенов — взаимозаменяемые (fungible): равны друг другу и используются в качестве валюты. Взаимозаменяемый актив всегда стандартизирован. Например, купюра в $5, принадлежащая одному физическому лицу, будет иметь ту же ценность, что $5 другого.

Невзаимозаменяемые токены (non-fungible или NFT)

Невзаимозаменяемые токены же, напротив, уникальны и дают возможность владения объектом, который существует в единственном экземпляре. К таким объектам относят цифровые произведения искусства, видео, предметы в играх и другие виртуальные объекты.

«В России нет культуры арт-рынка»

— Как криптоискусство развивалось до NFT и что изменилось?

— На развитие криптоискусства во многом повлияло создание сети Ethereum в 2015 году. Этот блокчейн дал возможность молодым стартаперам продавать свои идеи, минуя при этом государственные и прочие регуляционные схемы. В искусстве блокчейн стал направлением для эксперимента. Но вместе с этим возникла большая проблема, связанная с верификацией. Благодаря NFT мы получили инструмент, который позволил проверить подлинность цифрового объекта и количество его копий. Первыми технологию опробовала компания Lavra Labs в 2017 году. Они выпустили 10 тыс. CryptoPunks — коллекцию цифровых аватаров, каждый из которых имел свой токен.

Проще говоря, представьте, что я предлагаю купить вам видео. Вы спросите, какой смысл, если оно уже опубликовано в интернете? Где гарантия того, что оно будет моим? NFT решает эту проблему: вы получаете права на видео и можете перепродавать его на аукционах.

— Продажи на рынке NFT за месяц упали почти на 90%. Профильные криптовалютные издания уже говорят о «схлопывании NFT-пузыря». Выгодно ли инвестировать в NFT сейчас?

— На мой взгляд, это просто яркий заголовок. На 90% ничего не падало. Крипторынку действительно свойственна волнообразная кривая, падения наблюдались и ранее. Крупный рост был обусловлен единичными высокими продажами Beeple, CryptoPunks и еще нескольких художников. Таких продаж в общей сложности 20 штук на весь мир. Это очень маленькое количество. Средняя стоимость NFT как была, так и остается на уровне $2-2,5 тыс. (это правда, в июне 2021 года продажи держались на уровне $2 тыс. Самая крупная сделка — $7 тыс. — база данных Nonfungible — прим. «Газета.Ru»).

Сейчас наступил очень интересный период. Криптомиллионеры, которые ранее делали покупки ради прикола, увидели, что есть рынок искусства. В апреле и мае 2021 года на рынок NFT вышли художники из традиционной повестки, которые начали делать цифровое искусство. За ними — «традиционные» коллекционеры. Художники, которые заявили о себе в первую волну, развивают новое направление в сторителлинге, кино, спецэффектах и в индустрии игр. Конечно, проблема в том, что не все художники на рынке NFT создают искусство. Я думаю, что скоро появятся авторы с более глубоким содержанием работ. Рынок будет только расти.

— Допустим, я купила работу художника в NFT. Какая у нее ценность сейчас и в будущем?

— Здесь все зависит от того, кто вы, работу какого художника вы купили и зачем. Принцип такой же, как и на традиционных арт-рынках. Одно дело, когда вы купили картину Пикассо, другое — работу малоизвестного художника за $2 тыс. Что касается NFT, во-первых, у нас пока нет индекса художников, потому что нет «сформировавшихся» имен. Очень мало времени прошло. Во-вторых, продвижение. Если вы купили одну работу в NFT, вы можете рекламировать ее в соцсетях. Я же рекомендую создавать коллекции, покупать объекты не одного художника, а сразу пяти. И, конечно же, стоит самому участвовать в продажах. Тогда стоимость вырастет.

— С помощью NFT можно продавать традиционное искусство, обернутое в цифровую форму?

— Не совсем так. Может быть, такое когда-нибудь изобретут, но я не сторонник этого. Когда говорят про такое, часто имеют в виду Бэнкси. Но не стоит забывать, что Бэнкси — это всегда спланированная пиар-акция. То, что его работу сожгли и превратили в NFT-токен, было лишь идеей его пиарщиков. Да, они на этом заработали, но никакого отношения к истории токенизации искусства это, на мой взгляд, не имеет.

— Есть еще такой случай. Глава блокчейн-компании Tron Джастин Сан купил картину Пикассо за $20 млн для токенизации (правда, аукционный дом не выпускал специального релиза, посвященного продаже картины, а лишь репостнул твит Сана — прим. «Газета.Ru»).

— Нужно понимать, кто такой Джастин Сан. Он обожает пиар. Изначально он торговался за Beeple, но его работу ему купить не удалось. Что там все же было с Пикассо, неизвестно.

— Возможна ли в России токенизация классических произведений?

— Я скорее не могу ответить на этот вопрос, потому что занимаюсь развитием именно цифрового искусства. Для этого нужно хорошо понимать особенности продажи, хранения и страхования на рынке традиционного искусства. Возможно, для этого придумают свою схему. Я же вижу в этом проблему. Как быть в случае, если кто-то сделал с работы известного художника токен и перепродал его, например, в дизайнерское бюро?

— Кто проверяет и кто закрепляет авторские права на произведение в NFT?

— Когда художник передает любые права на созданное им произведение, это называется имущественными правами. Когда он передает имущественные права на работу покупателю, то обычно прописывает в договоре, что именно он перепродает. В NFT ты покупаешь именно возможность перепродажи работы. Другое дело, что все договорились между собой, что это искусство, а если это искусство, то в коммерческих целях его использовать нельзя. То есть сделать для себя майку с CryptoPunks можно, а продавать ее — нет.

— Критики NFT сравнивают систему продажи и покупки цифровых объектов с финансовой пирамидой, так как для этого нужно заплатить за транзакцию.

— Да, это такая система, но это точно не финансовая пирамида. Когда много людей, транзакция неминуемо растет, но при этом ты не платишь налоги. Цены за транзакцию могут быть совершенно разными, но их всегда можно «отбить» на продажах.

— В мире NFT-искусства будут музеи?

— Цифровая среда не имеет границ. На Disartive мы сделали для демонстрации Led-экран. Ранее такие выставки проводились онлайн, например, в Cryptovoxels или в Майнкрафт. В виртуальном мире музей можно хоть завтра организовать. В жизни же есть одна проблема — хранение крупных копий на серверах. Мы пока не знаем, будут ли музеи готовы держать у себя постоянную коллекцию NFT-искусства.

— В Россию это только приходит? Случится ли у нас бум на NFT и цифровое искусство?

— В кругах криптовалютчиков это уже популярно. В России с этим сложно. У нас нет культуры арт-рынка. Он у нас не развит — ни традиционный, ни диджитал. Какого-то бума в России ожидать не стоит. У нас нет законодательства для NFT — это все равно крипта.

— Каких российских цифровых художников вы бы выделили?

— Есть громкие имена — Покрас Лампас, AES+F, , Никита Реплянский и Олег Сороко. Все они являются уже известными музейными художниками. Я бы разделила авторов на несколько категорий: диджитал-арт и так называемый постдиджитал-арт. Последний представляют художники первой волны, например Миша Либерти и . Они создавали цифровое искусство до этого, но NFT просто увеличил их стоимость. Кроме того, есть арт-бренды — цифровые художники, которые работают в команде, например, Urban Files. Сейчас также набирает оборот цифровой неофеминизм, его представительницы манифестируют свободу и сексуальность.

Сфера NFT с каждым днем все активнее набирает обороты, и это только начало: рынок продолжает формироваться, а вместе с ним возникают новые художники, которые меняют представление о том, как должно выглядеть диджитал-искусство. Как продвигать цифровое искусство в эпоху высокой конкуренции, кто является хедлайнером и какие NFT-дропы по-настоящему ценны на рынке, «Снобу» рассказала CEO платформы Digarty Елена Хлапина

image
NFT-коллекция Евгения Военского Alien

NFT, или Non-Fungible Token, расшифровывается как невзаимозаменяемый токен, или уникальный цифровой актив, созданный на базе блокчейна. Именно это гарантирует существование NFT в неизменном виде, подтверждает его подлинность и хранит историю каждой транзакции. Его нельзя разделить или подменить — каждый NFT проходит процедуру закрепления прав, что гарантирует его уникальность. Сегодня художники активно размещают свои работы — NFT-токены — на маркетплейсах и ждут предложений о покупке.

Сегодня русские художники все смелее завоевывают NFT-рынки, доказывая свою экспертизу и конкурентоспособность, а такие платформы, как Rarible, OpenSea, Nifty Gateway, Snark.art и другие, предоставляют пространство для творчества. Художники, музыканты, журналисты, диджеи и представители других творческих профессий могут создавать на базе собственных произведений NFT-токены и находить покупателей для своего арта по всему миру. Некоторые платформы устроены по принципу магазина, где можно выбрать любой понравившийся лот и его оплатить, но есть и такие, на которых процесс покупки превращается в перфоманс. К ним в том числе относится наш проект, NFT-маркетплейса Digarty, который объединяет концепцию классической торговой площадки и виртуальных выставок: художники имеют возможность демонстрировать свои работы в 3D-залах, а покупатели могут «прогуливаться» по выставке и представлять, как будет выглядеть то или иное произведение в пространстве. Здесь же проводятся и торги, аукционы, где выставляются совершенно уникальные лоты, способные посоревноваться с традиционным искусством.

image
Работа Дмитрия Шмеля

NFT-платформы предоставляют полную свободу творчества и развивают среду, в которой каждый способен выразить свою индивидуальность и попробовать что-то абсолютно новое. Так и создаются поистине экспериментальные произведения искусства, над которыми работают художники, аниматоры, диджеи, музыканты и другие люди мира искусства. В подобных коллаборациях никто не лишний — навык каждого человека уникален и является тем самым недостающим компонентом. Именно такие сотрудничества развеивают многолетнее противоречие между так называемым «чистым искусством» и дизайном и доказывают, что каждый peace of art единственный в своем роде. Подобное сотрудничество не только повышает стоимость конечного продукта, но и объединяет художников в единое мощное комьюнити. 

Не коллаборациями едиными

Функционал платформы не ограничивается кооперацией между авторами. Например, мы привлекаем к сотрудничеству крупные бренды по производству одежды, обуви, предметов интерьера и декора, которые часто находятся в поиске свежих идей и нового дизайна. Так, у художников появляются все шансы себя зарекомендовать: предлагают купить представителям бренда один из уже существующих артов, а затем разработать персонализированный. При таком раскладе все выигрывают: компания нашла уникального художника, который освежит брендинг, а автор — новый интересный проект.

image
Работа художника Константина Худякова

Другой вариант продвижения художника на рынке NFT-искусства — сотрудничество с селебрити. Именно эта группа покупателей открыта к самым сумасшедшим идеям, за которые готова платить. Человек создает замысловатый арт, а инфлюенсер использует его в своих социальных сетях, тем самым нативно продвигая творчество художника в массы.  

Большая же часть держателей NFT воспринимает блокчейн-искусство как инвестицию. Диджитал-арт — это цифровой актив, который со временем увеличит свою ценность, а вместе с тем возрастет в цене. Поэтому покупка подобных дропов является своего рода вкладом в будущее — именно так мыслят коллекционеры, которые «охотятся» за NFT-искусством и активно участвуют в аукционах в попытке найти что-то эксклюзивное. Не упускают свою возможность и дизайнеры интерьера, архитекторы, которые находятся в вечном поиске декора для собственных проектов.

Однако NFT-искусство не только про выгоду и инвестиции, но и про эмпатию и помощь тем, кто в ней нуждается. Наши проекты активно поддерживают благотворительные фонды: определенный процент с продажи дропа отправляется в соответствующие организации.

NFT-хедлайнеры: кто они 

Российские художники становятся все более заметными фигурами в масштабах международного рынка NFT-искусства. И это происходит по понятным причинам: визуальный язык и стилистика наших соотечественников сильно отличается от иностранного контента в силу разного исторического развития. Работы западных художников выделяются ярким визуалом и чаще выполнены в духе рекламной эстетики, что обеспечивает им узнаваемость и востребованность на рынке. Русские же вдохновляются авангардом, поэтому в работах, представленных на нашей платформе, можно уловить отголоски конструктивизма, следы абстрактного экспрессионизма и других течений начала XX века. Российское цифровое искусство вырастает из традиций концептуального, в которых смысл имеет такое же значение, как и содержание. Яркая, бьющая по психике эстетика, которая плотно ассоциируется с NFT, постепенно трансформируется, но идея и содержание по-прежнему доминируют. Поэтому задача на ближайшее будущее — заявить об уникальности российских художников и помочь русскому диджитал-арту стать отдельным направлением цифрового искусства. 

Сегодня на нашей платформе выставляются более тридцати российских художников. Кто-то специализируется на 2D- и 3D-графике, другие в совершенстве владеют моушн-дизайном и способны сделать анимацию любой сложности, третьи экспериментируют с концептуальной живописью и пытаются ее диджитализировать.

image

Среди художников, выставляющихся на платформе, есть те, корни творчества которых уходят в традиционное искусство. Зрелый диджитал-арт представляют Константин и Марина Худяковы, Михаил Заикин и Владимир Кауров. Авторский стиль каждого из них ярко узнаваем и обладает уникальным идейным стержнем. Так, в диджитал-работах действующего члена Российской академии художеств Константина Худякова прослеживается синтез футуризма и конструктивизма, который порождает многослойность и новые, неожиданные смыслы. А в картинах Марины Худяковой видны отсылки к авангарду, живописи барокко, восточной графике и импрессионизму. 

image
Михаил Заикин

Если говорить о новой волне цифрового искусства, то к ее амбассадорам можно отнести Алекса Петунина, чьи работы являются визуальным отображением футуро-биологических исследований; Антона Батишева, рассуждающего на философские темы в 3D-графике; Максима Тимофеева, арт которого словно доказывает существование бесконечного числа параллельных версий реальности; Алексея Неретина, его абстракции — это поиски баланса между органической природой человека и технократической средой; Александра Сплошного, создающего работы в жанрах мистического символизма и гиперреалистичного сюрреализма, а также Илью Сипягина, выходящего за рамки бинарного представления вещей и стремящегося доказать, что нет физического и виртуального, но есть такие понятия, как момент и предмет.

Слева: работа Антона Батишева; справа: Антон Батишев Фото: предоставлено пресс-службой платформы Digarty“> image Алекс Петунин Фото: предоставлено пресс-службой платформы Digarty“> image

Также существует такое направление, как Science Art — это область современного искусства на стыке художественного и технологического. Так, композитор и продюсер Тарас Машталир создает уникальные интерактивные объекты, позволяющие человеку «прикоснуться» к произведению и разработать для него свою собственную палитру, звуковой спектр или анимацию. Каждый держатель подобного арта сможет почувствовать себя творцом и в моменте погрузиться в творчество.

NFT стал катализатором нового витка развития фотографии: Адонай Каф, Кристина Томашевская, Иван Заикин и другие фотографы с уже сложившейся репутацией начинают пробовать совершенно нестандартные для себя форматы. Евгений Военский, работающий традиционно в сфере фешен-фотографии, создал NFT-коллекцию Alien, в которой отразил одновременно прекрасную и пугающую красоту природы. А фотограф Константин Марков представил серию работ «Отраженная реальность», в которой превращает природные формы в категорию абстрактной живописи. Любовь и урбанистика кажутся чем-то несовместимым, но опровержением этому служит серия Кирилла Королева Stills from non-existent films, в которой эфемерные женские образы существуют в брутальной среде городской застройки.

Слева: NFT-коллекция Alien; справа: Евгений Военский Фото: Evgeny Voyenski, предоставлено пресс-службой платформы Digarty“> image NFT-коллекция Евгения Военского Alien Фото: Evgeny Voyenski“>

Еще одно актуальное направление в искусстве — стрит-арт. На Digarty его представляет руководитель стрит-арт-секции Евразийского художественного союза Дмитрий Шмель, создающий работы в уникальной технике распыления аэрозоля на поверхность без использования трафарета. Концептуальную живопись и графику представляют: Андрей Верещагин, чьи работы — словно исторические артефакты древних цивилизаций, Вера Петрова, художница из Якутии, тематика работ которой тесно связана с местными этническими традициями, и Резцова Анна, исследующая тему культурных кодов и поиска новых способов взаимодействия с усложняющейся структурой современности.

Новая NFT-цивилизация 

Художники заставляют нас двигаться вперед, предлагают посмотреть на привычные вещи с неожиданных ракурсов и формируют среду, где границы между реальным и виртуальным практически неразличимы. Именно таким стало новое NFT-направление, в рамках которого автор создает визуальный микроклимат, собственную реальность, которая будет подстраиваться под настроение в моменте. NFT выводят человека на новый эмоциональный уровень, который требует больших масштабов. Это шоу, позволяющее почувствовать себя владельцем собственной вселенной. Новый рынок для развития NFT-бизнеса сегодня — Арабские Эмираты. Местная аудитория, скорее, относится к разряду коллекционеров, но со своим особым запросом: им нужны не просто электронные картинки, а новые ощущения. Ближневосточная финансовая элита рассматривает NFT как следующий уровень владения, укрепляющий их имеющийся статус и дающий возможность распространять свою власть на что-то большее. Что нужно человеку, у которого есть все? Управлять погодными условиями, собственными эмоциями, менять город по желанию. С NFT это становится реальным: в ближайшем будущем на рынке появятся специальные цифровые панели, которые можно устанавливать на окна и менять городской облик в зависимости от настроения. По сути, это персональная цивилизация, которая дарит комплексные ощущения от возможности подстроить ее под себя и моделировать собственную реальность. Такие картины распознают психологическое состояние организма, помогают справиться с внешними триггерами в моменте и исполнить внутренние желания их владельцев. И ключевое в этом — человеческая эмоция.

NFT-платформы — это портал между реальным и виртуальным мирами, предоставляющий широкое поле возможностей для реализации самых смелых фантазий и желаний участников, независимо от социального статуса, возраста или имеющегося опыта. Это про энергию, которую художник вкладывает в работу на этапе создания и которая продолжает жить независимо от числа транзакций; про мощное комьюнити, где каждый участник профессионально растет со всеми остальными. Главное — не переставать экспериментировать и не бояться новой реальности.

Подготовила: Лидия Кравцова

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий