Содержание
- Осенью 2013 года самый известный стрит-артист в мире Бэнкси приехал в Нью-Йорк с партизанским проектом Better Out Than In: An artists residency on the streets of New York («Снаружи лучше, чем внутри. Арт-резиденция на улицах Нью-Йорка»). В течение месяца он ежедневно представлял публике новую работу — граффити или «мобильную инсталляцию». Как и следовало ожидать, проект вызвал противоречивую реакцию: поклонники были в восторге, мэрия — в бешенстве. Но как приняли проект критики, например, знаменитый Джерри Сальц?
- Большие сделки — большая шумиха
- 1. «Девочка с шариком». 2002 г.
- 2. «Потребительский крючок». 2006 г.
- 3. «Заметите это под ковер». 2006 г.
- 4. «Мытьё полосок зебры». 2008 г.
- 5. «Любовники со смартфонами». 2014 г.
- 6. «Беженец Стив Джобс». 2015 г.
- 7. «Котёнок в Секторе Газа». 2015 г.
- 8. «Выход Великобритании из ЕС». 2017 г.
- 9. «С Рождеством». 2018 г.
- 10. «Крыса в часах». 2018 г.
- В заключение: в чем секрет успеха Бэнкси
13.11.2013 25879
Осенью 2013 года самый известный стрит-артист в мире Бэнкси приехал в Нью-Йорк с партизанским проектом Better Out Than In: An artists residency on the streets of New York («Снаружи лучше, чем внутри. Арт-резиденция на улицах Нью-Йорка»). В течение месяца он ежедневно представлял публике новую работу — граффити или «мобильную инсталляцию». Как и следовало ожидать, проект вызвал противоречивую реакцию: поклонники были в восторге, мэрия — в бешенстве. Но как приняли проект критики, например, знаменитый Джерри Сальц?
Бэнкси. Всё, что мы делаем в жизни, остаётся в вечности. 2013. Куинс, Нью-Йорк. Источник: widewalls.ch
«Нью-йоркская резиденция» в формате «одна работа в день» британского саморекламщика и бэтмена-граффитчика Бэнкси наконец закончилась. Скажите «Прощай!» флешмобам туристов, делающих «самострелы» на фоне его произведений, легкой добыче из «мира искусства» для таблоидов и ТВ, до боли очевидному нахальству, потрясающей живописной банальности и бойким политкомментариям на стенах Нью-Йорка. Про то, что каждый из фанатов Бэнкси ежедневно ходит мимо куда более достойных представителей стрит арта, и говорить не приходится — однако ни у кого другого нет такой мощной пиар-машины, как у Бэнкси. Того и гляди, услышишь его звонкий смех по дороге в банк. Что касается работ, некоторые из них уже сменили свое месторасположение, а владельцы вовсю обналичивают пяти- и шестизначные суммы. Ну и бог с ними. Те работы, что не попали на полосы газет и в выпуски новостей, теперь смотрятся затасканными, простыми и скучными — каковыми они, в сущности, и являются.
Однако меня попросили оценить все работы Бэнкси, которые появились в Нью-Йорке в этом месяце. Хм-м. Что вообще можно сказать о тени собаки, отливающей на стену? Лично меня граффити не слишком волнуют. Да, Бэнкси, как и большинство британских художников, отлично умеет привлечь внимание. Другое дело, что сами его работы невероятно неоригинальны. Но я, в конце концов, арт-критик, а у каждого художника есть своя кривая, по которой его можно оценить. Хотите — верьте, хотите — нет, мне нравятся некоторые из работ Бэнкси. Что, в общем-то, даже неплохо, особенно если речь идет о таком предсказуемом художнике, как он.
Теперь перейдем непосредственно к самим работам, которые я расположил в порядке от худшего («ужасно») к лучшему («вполне сносно»):
29. Колонка в The New York Times (27 октября): хоть это и не произведение само по себе, но все же неотъемлемая часть нью-йоркского проекта Бэнкси. The New York Times ожидаемо отказалась публиковать громкую проповедь британского художника о здании Всемирного торгового центра. Любопытно, что все пункты, обозначенные Бэнкси в статье, легко применимы и к нему самому: «скомпрометированный», «ванильный», «безликий», «посредственный» и т. д. Бэнкси, куриные твои мозги, да никому это здание не нравится! И старые башни тоже были так себе. Но это чудо, что здание все же смогли построить — особенно после всех потрясений, что пережил Нью-Йорк. Это Нью-Йорк, Бэнкси. Мы строим большие здания. Мы хотим высокие здания. Прямо здесь. Прямо сейчас. Когда ты пишешь, что этот небоскреб является «символом победы терроризма» и того, что «лучшие годы Нью-Йорка давно уже позади», нам всем очень жаль, что Нью-Йорк не соответствует твоим высоким стандартам. Так что забирай свои миллионы и убирайся к чертовой матери.
28. Одноименная работа Бэнкси (31 октября): Идеальная метафора: здание в качестве огромного билборда, рекламирующего что? Ну конечно Бэнкси! Как, собственно, всегда и было.
27. Рональду Макдональду чистят ботинки (16 октября): Скульптура Рональда Макдональда, чей клоунский ботинок натирает актер, одетый как диккенсовский беспризорник? Рассеянная забывчивость Бэнкси здесь лежит прямо на поверхности, поверьте мне на слово.
26. Цементная исповедальня (12 октября): Я дам тебе все, что захочешь, если взамен ты пообещаешь больше не возвращаться в Нью-Йорк.
25. Молодой граффитчик с дворецким (21 октября): Глупо. Дешево. Невежественно. Граффитчики, с которыми мне довелось общаться, ненавидят практически все работы Бэнкси. Эту в особенности.
24. Нью-йоркский акцент (2 октября): Очередное подмигивание самому себе! Данное произведение пытается сыграть на вечной любви американцев к британским акцентам. Бэнкси, тупица, боюсь у тебя нет даже двух художественных акцентов. Твои работы всегда находятся в одном и том же интеллектуальном/визуальном диапазоне.
23. Смерть на бамперной машинке (25 октября): Раздражающие, жалкие бамперные машинки а-ля английский прибрежный парк развлечений. На Бауэри. С привидениями. Взрослеть пора, Бэнкси!
22. Леопард (30 октября): Работа расположена напротив стадиона «Нью-Йорк Янкиз». И нарисована ровно в тот день, когда «Бостон Ред Сокс» выиграли Мировую серию? Какого черта! Глупо и неубедительно.
21. Робот-граффитчик (28 октября): Ностальгия по ТВ 1960-х. У парня явно закончились идеи. Он даже не может продержаться один месяц! И это народный герой граффити? Серьезно? Люди, поверьте, ваш вкус гораздо лучше!
20. Высказывание о недовольстве (26 октября): Разбудите меня, когда этот грузовик свернет с дороги.
19. Горе у стрип-клуба (24 октября): Несчастный человек собрался кому-то подарить букет возле стриптиз-клуба? Так глубоко. И так очевидно.
18. Шарик (7 октября): Улетевший красный воздушный шарик? Давайте вспомним Джона Леннона: «…so clever and classless and free. But you're still fucking peasants as far as I can see».
17. «Мюзикл» (4 октября): Написанное при помощи трафарета слово «мюзикл» под уже существующей уличной надписью демонстрирует смертельную поверхностность Бэнкси. Это всего лишь четвертая работа для проекта, но уже видно, что художник перегорел.
16. Собака и гидрант (3 октября): Пес, отливающий на гидрант — лучшее, на что ты способен? И для этого ты пересек океан?
15. Цитата из «Гладиатора» (14 октября): Мне нравится эта строчка из фильма «Гладиатор». Чего нельзя сказать о кокетливо затертом слове «вечность». Мы. Всё. Поняли.
14. Два мальчика и запрещающий знак (1 октября): Английская ностальгия по уличным мальчуганам и ребятам с Бауэри начала XX века? В каком веке живет этот парень? Знак, запрещающий граффити, в этом контексте выглядит просто глупо. С другой стороны — отличный пример использования поверхности и масштаба. А потому не полный провал.
13. Распродажа Бэнкси (13 октября): Людям понравилось, что их обманули, и все это стало своего рода едким комментарием к вопросу аутентичности и жадности. Это все равно что бросить на улице выигрышный лотерейный билет.
12. Бобер (10 октября): Мило.
11. Лошади на стене и машине (9 октября): Похоже на работу со свалки в Ист-Виллидж в 1980-х. Ни больше, ни меньше.
10. Фраза на двери (8 октября): Мне очень понравилось, что рабочие с фабрики Greenpoint прикрыли эту работу Бэнкси, чтобы им не мешали туристы. Затем какой-то яппи предложил им 1000 долларов за эту дверь, а потом повернулся к камере и сказал: «Я могу продать это за 400 000 долларов».
09. Передвижной сад в грузовике (5 октября): Грузовик с садом а-ля Томас Кинкейд внутри — это ок, как мне кажется.
08. Парнишка с молотком (20 октября): Отличное использование пожарного гидранта.
07. Задумчивый нацист (29 октября): Говорят, что использование нацистов в своей работе — явный признак того, что ты потерял цель из виду. Поэтому вот вам трепыхающаяся острота. Используя старейший прием из учебника по модернизму, наш г-н Посредственность дорисовал картинку из благотворительной лавки. Я таких видел тысячи. С нацистами, политиканами, поэтами, Сталиным, Мао, плохими парнями, преступниками, пин-ап-девицами — выбирай кого хочешь! Но так как деньги с аукциона пошли в фонд Housing Works, эту работу я поставил повыше. Надеюсь, все поклонники Бэнкси довольны?
06. Скрытые сообщения (27 октября): Относительно интересная интерпретация Лоуренса Вайнера.
05. Башни-близнецы с цветком (15 октября): Эта работа практически идентична скульптуре Габриэля Ороско 1990-х годов. Она проникновенная и является единственной работой Бэнкси, место которой — в Музее Нью-Йорка.
04. Гейши (17 октября): Как и в случае с Ороско, это повтор работы куда более достойного художника: Кары Уокер.
03. Лица в толпе (18 октября): Возможно, эта работа хороша потому, что в ней не очень много от Бэнкси — это коллаборация с более интересными художниками, бразильскими близнецами Os Gêmeos.
02. Сфинкс (22 октября): Второе место в моем списке занимает работа Бэнкси, чрезвычайно похожая на произведение другого более достойного художника, Хумы Бхабхы. Обратите внимание, это не рисунок.
01. Животные в грузовике (11 октября): Сюрприз, пафос и юмор. Внезапная вспышка прозрения. Любопытно, что этот Бэнкси тоже не является рисунком. Займись лучше скульптурой, чувак.
Оригинал статьи и фотографии впервые опубликованы порталом Vulture.
Идея NFT сводится к тому, чтобы вместо взаимозаменяемых токенов, которые используются как электронные деньги, выпускать и записывать в блокчейн уникальные, невзаимозаменяемые. Такой токен — это уже не валюта, а индивидуальная сущность, и на каждый — своя цена. Токен при этом можно связать с каким‑то товаром и таким образом перенести на него свойства токена.
Информация о каждой передаче токена также записывается в блокчейн, благодаря чему известно, кто в данный момент владелец товара, а двойная продажа невозможна. Сами товары при этом обычно цифровые, а как именно они хранятся и как связаны с токеном — это вопрос отдельный, и разные платформы решают его по‑разному.
Вот, собственно, и вся теория. А теперь посмотри на этого толстячка в костюме медведя и скажи, что выложить за него пять с небольшим тысяч долларов — это нормальная, здравая идея.
В полной версии он анимирован, но от этого ничуть не легче соотнести его с ценником. Секрет кроется в том, что таких «чаббиков» нагенерировали 10 тысяч штук и ни одним чаббиком больше. Покупатели руководствуются простой логикой: если чего‑то существует ограниченное количество, то оно будет только дорожать — так же как и, к примеру, Bitcoin. И если ты видишь серьезный изъян в этой логике, то не расстраивайся — это совершенно нормально!
Подобных историй сейчас множество. К примеру, виртуальные миры Decentraland и Cryptovoxels продают участки на манер Second Life, коллекционная карточная игра WAIFU Harem торгует карточками с анимешными девочками, а авторы проекта CryptoPunks придумали рисовать и продавать пиксельные аватарки, чтобы сокровище стало буквально лицом его владельца.
Громче всего выстрелили площадки, которые торгуют цифровым искусством, — в первую очередь Foundation и Nifty Gateway. Картины и анимационные ролики здесь уходят за миллионы долларов.
Как так получается, что никто не видит подвоха и люди продолжают тратить бешеные деньги непонятно на что? Да и есть ли вообще эти люди? Давай разбираться.
Карта мира NFT
Пока что рынок NFT — это Дикий Запад, однако и ковбоям нужно как‑то ориентироваться. Давай быстро пройдемся по основам, чтобы лучше понимать происходящее. Не исключено, что через год‑другой от нынешних реалий не останется и следа, так что сверься с датой публикации статьи.
Что внутри у NFT?
Техническая основа NFT — это чаще всего Ethereum, точнее, стандарт ERC-721, в соответствии с которым создаются смарт‑контракты, позволяющие выпускать невзаимозаменяемые токены. Некоторые площадки рассматривают возможность перехода на Tezos, так как он требует меньше затрат электричества — подробнее об этом в посте TQ Tezos.
Одна из важных особенностей Ethereum — необходимость платить за «газ». Это виртуальное топливо, которое потребляется при каждой операции с блокчейном — в том числе выпуске новых токенов. Поэтому художник может потратить, скажем, 50 долларов на то, чтобы выставить работу на аукцион, а продана она потом будет за 5 долларов.
Что продают при помощи NFT?
Токены можно поделить на три большие группы по категориям товаров, которые продают с их помощью.
- Искусство. Аналог традиционных произведений искусства. Собственно, на этой категории мы и сосредоточимся в статье.
- Игровые предметы. Например, карты в коллекционных карточных играх, уникальные персонажи, пространство в виртуальных мирах и тому подобные вещи. Отличаются тем, что их можно как‑то использовать.
- Коллекционные предметы. Специально созданные для коллекционирования виртуальные карточки, фигурки, аватарки и прочие штуки сомнительной полезности, но выпускаемые ограниченными тиражами (и иногда созданные алгоритмически).
Существуют еще и социальные токены — пока что наиболее экспериментальная область. Музыканты и другие знаменитости могут награждать персональными токенами своих поклонников, а один выдумщик в прошлом году даже пробовал продавать свое время при помощи токенов. Владение токенами также может открывать двери в определенные закрытые группы — такой механизм предлагает платформа Collab.Land.
Где все это продается?
Платформы можно поделить на две большие группы: курируемые и не накладывающие никаких ограничений. Среди первых — SuperRare, Nifty Gateway, Foundation, KnownOrigin, MakersPlace. Свободные площадки — OpenSea, Rarible, Mintable, Portion, InfiNFT, Cargo. Отличие между ними вполне очевидное — первые следят за тем, что у них выставляется, вторые позволяют выпускать токены любому желающему.
Для художников при этом выгоднее попасть на Foundation или Nifty, поскольку покупатели внимательно следят за всем, что там появляется. Многие платформы такого типа (Nifty, KnownOrigin, MakersPlace) специализируются на «дропах», то есть ограниченных по времени распродажах коллекций именитых художников. Nifty при этом еще позволяет художнику зарабатывать роялти от перепродаж.
Что до площадок вроде OpenSea и Rarible, то они скорее для тех, кто сам себя прорекламирует. OpenSea при этом вообще стоит немного особняком, поскольку не только позволяет выпускать токены и торговать ими, но еще и выступает бэкендом для других платформ.
Что такое «метаверс»?
Термин, по употреблению которого можно отличить наиболее упоротых замечтавшихся криптовалютчиков. В возможности создавать свои валюты и за них продавать цифровые сущности им видится удивительный новый мир. Точнее, даже разные миры, связанные друг с другом рыночной экономикой.
Не исключено, что в этом что‑то есть. Однако примерно теми же словами и с не менее горящими глазами двадцать с чем‑то лет назад говорили о вебе и покупали пиксели на Million Dollar Homepage. Удивительное будущее, может, и наступит, но некоторые вещи могут задержаться еще лет на двадцать, а за это время нынешние вложения полностью обесценятся.
Большие сделки — большая шумиха
С 2017 по 2021 год мир NFT жил сам по себе и был по большей части развлечением для пресыщенных биткойновых богачей. Но первые громкие сделки привлекли внимание широкой аудитории, а вместе с ним — и новые деньги.
Первой такой сделкой стала продажа мема Nyan Cat.
Его автор Крис Торрес выставил на аукцион Foundation специально перерисованную и улучшенную версию анимированной кошечки и заработал на этом 300 ETH, или 637 тысяч долларов по текущему курсу.
Граймс
Героиня следующего громкого эпизода — певица Граймс, известная в числе прочего благодаря своему знаменитому мужу — предпринимателю и популярному микроблогеру Илону Маску.
Граймс выставила на аукцион Nifty серию работ WarNymph, которые создала вместе со своим братом, художником Маком Бушером. Собственно, Мак отвечал за визуальную составляющую, а Граймс сочинила музыку для коротких роликов.
Всего выручка за WarNymph составила в районе 6 миллионов долларов. Некоторые работы ушли в единственном экземпляре, другие — тиражами в сотни копий. Дополнительный пиар предоставил Маск. Где, собственно, искать энтузиастов таких вещей, как не среди его подписчиков в твиттере?
Бипл
Настоящим поворотным моментом для NFT стала продажа работы Everydays: the First 5000 Days Майкла Винкельманна, более известного по псевдониму Beeple. Сумма сделки — это пока что абсолютный рекорд для NFT — 69,3 миллиона долларов. Это много даже за пределами криптовалютного мира: среди работ, проданных при жизни художника, есть всего две стоивших дороже. Однако интересен здесь не только ценник.
Необычно и само произведение. «Первые 5000 дней» — это не просто картина, а коллаж из пяти тысяч изображений, на каждое из которых Бипл потратил по одному дню — отсюда и название. Результат — гигантское полотно, аккумулирующее труды за 13 с половиной лет.
Другое отличие этой сделки — участие аукционного дома «Кристис». Хоть за техническую сторону при этом отвечала платформа Nifty, формально картина была продана обычным, традиционным для большого искусства способом. Покупатель даже получил токен, оформленный в виде физического сувенира. По всей видимости, целью было именно убедить коллекционеров в серьезности всей затеи.
Правда, купил картину в итоге не какой‑то музей или владелец частной коллекции традиционного искусства, а некто под псевдонимом Metakovan. Примечательно, что этот Метакован — владелец инвестфонда, вкладывающего деньги в NFT, и ранее он уже приобретал картины Бипла. Кстати, еще до истории с «5000 днями» тот продал своих работ на 3,5 миллиона долларов.
Бэнкси
Незадолго до истории с Биплом неожиданным участником шумихи вокруг NFT стал Бэнкси. Причем сам он никак не был задействован в мероприятии. Его работу Morons (White), созданную в 2006 году, купила криптовалютная компания Injective Protocol за 95 тысяч долларов — специально, чтобы устроить шоу и прорекламировать свою платформу SuperFarm.
Картину сожгли и записали процесс на видео. Чем отчасти повторили трюк самого Бэнкси, который в 2018 году продал самоуничтожающуюся картину «Девочка с воздушным шаром». Сразу после продажи она измельчила сама себя при помощи встроенного в толстую раму шредера.
Продолжение доступно только участникам
Вариант 1. Присоединись к сообществу «Xakep.ru», чтобы читать все материалы на сайте
Членство в сообществе в течение указанного срока откроет тебе доступ ко ВСЕМ материалам «Хакера», позволит скачивать выпуски в PDF, отключит рекламу на сайте и увеличит личную накопительную скидку! Подробнее
Вариант 2. Открой один материал
Заинтересовала статья, но нет возможности стать членом клуба «Xakep.ru»? Тогда этот вариант для тебя! Обрати внимание: этот способ подходит только для статей, опубликованных более двух месяцев назад.
Я уже участник «Xakep.ru» ← Ранее Злоумышленники используют софт для изменения голоса, чтобы обмануть своих жертв Далее → На Have I Been Pwned появился поиск по утекшим с Facebook данным
«Самые страшные преступления совершают не те, кто нарушает правила. А те, кто рьяно им следует»
Бэнкси
Никто толком не знает, кто он.
Может, он даже не существует.
Есть версия, что под именем Бэнкси скрывается несколько влиятельных художников.
Сам Бэнкси (предположительно 1973 г. р.) так комментирует своё положение инкогнито: «Если Вы хотите, чтобы Вас услышали, лучше говорите в маске».
Его слова противоречат привычной картине мира. Ведь в эпоху смартфонов и социальных сетей почти все выставляют свою жизнь напоказ.
И вот уже быть мистером Икс в таком мире оказывается лучшим способом привлечь к себе внимание. И его действительно «слышат».
А «говорит» художник с нами очень красноречиво.
Я предлагаю посмотреть на 10 самых выдающихся его работ. И понять, о чем же он хочет нам «рассказать».
1. «Девочка с шариком». 2002 г.
«Девочка с шариком» — самая популярная работа Бэнкси. И стала она таковой ещё до уничтожения на аукционе «Сотбис».
Впервые эти граффити появились в районе Саут-Банк в Лондоне в 2002 году.
Пожалуй, это единственная работа художника, смысл которой точно не известен.
Шарик в виде сердца порывом ветра уносит прочь от девочки. Она расстроена, но НЕ по-детски спокойна. Одним словом, философски отнеслась к своей потере.
Обычный ребёнок уже плакал бы и топал ножками от досады.
Сам художник пространно прокомментировал эту работу: «Когда это произойдет, просто уходите спокойно».
То есть он говорит нам о том, что потери нужно выдерживать стойко, без надрыва и истерик.
Возможно, он сам пережил какую-то утрату в 2002 году, и этот рисунок выражает личное. А так как нам ничего неизвестно о художнике, то и «прочесть» мы ее до конца не можем.
Здесь уж каждый сам выбирает, что в ней видеть: надежду на лучшее, досаду из-за быстрого взросления наших детей или важность стойкости перед трудностями.
Этот образ стал особенно популярным после невероятного происшествия.
Ещё в 2006 году Бэнкси создал авторскую копию «Девочки» на бумаге акриловыми красками. Вставил в позолоченную раму. В такие Рембрандта вставляют. И продал.
А в 2018 году эта работа попала на торги. И когда молоток опустился в третий раз со словами: «И 1 миллион 400 тысяч — три! Продано!», — картина … самоуничтожилась! Ну, почти…
Две трети бумаги с рисунком разрезал на тонкие полоски встроенный в раму … шредер.
Оказалось, 12 лет назад Бэнкси сам вставил его в раму. С тем расчетом, что однажды его картина попадёт на торги и останется только нажать на кнопку.
Мне видится во всем этом вот такой смысл. В нашем мире материальное крайне обесценивается. Мы запросто выбрасываем вещи, меняем одежду каждый сезон. Пришло время и произведений искусства. И начал это вовсе НЕ Бэнкси.
Ещё в 60-х годах художники создали немало картин акриловыми красками. А они недолговечны и уже сильно потускнели. Про шелкографию Уорхола я вообще молчу: музейщики уже и не знают, как эти работы сохранить. Это вам не масляные почти вечные краски.
Так что Бэнкси лишь обозначил проблему: потомки через 500 лет вряд ли смогут увидеть вживую наше искусство. От него просто ничего не останется.
2. «Потребительский крючок». 2006 г.
Эту работу Бэнкси так же, как и «Девочку с шариком», создал акриловыми красками в 2006 году.
Понятно, что на этом рисунке художник сильно иронизирует над сознанием потребителя. Над теми, кто чуть ли не с религиозным трепетом относится к распродажам.
Бэнкси здесь играет на грани кощунства и юмора. Ведь он взял образы близких Иисуса, оплакивающих его у креста. И поместил их перед плакатом «Распродажа заканчивается сегодня».
Что ж, художник не жалеет нас. А прямо указывает, что погоня за товарами становится главным смыслом жизни. Когда люди чуть ли не молятся на бренды.
3. «Заметите это под ковер». 2006 г.
Девушка в форме горничной заметает сор под стену. Одна из самых популярных работ Бэнкси впервые появилась на стене Галереи в западном Лондоне в том же 2006 году.
Художник обыгрывает метафору: слишком неудобные проблемы правительством не решаются, а просто прячутся «под ковёр». Так как их обнародование скажется на репутации властей предержащих.
Сложно сказать, какие именно проблемы имел в виду Бэнкси. Я могу лишь предположить, что в 2006 уже появлялись признаки грядущего мирового финансового кризиса. Но никто открыто о будущем коллапсе не говорил.
4. «Мытьё полосок зебры». 2008 г.
Эта работа интересна не только смыслом, но и очень удачным выбором образа. Женщина развешивает для просушки только что постиранные полоски … зебры!
Забавно, конечно. И удивительно, что эта работа Бэнкси малоизвестна. Вполне возможно, что из-за своего расположения. Она появилась в 2008 году в каком-то поселении в Мали (Западная Африка).
Фотографий этой работы сделано очень мало. Скорее всего, она давно уничтожена. Просто потому, что жители этого полузаброшенного поселения вряд ли что-то слышали о Бэнкси.
Так в чем же состоит послание художника?
Сразу понятно, что у жителей Мали большие проблемы с водой.
Тем временем, женщина на рисунке очень расточительно с ней обходится. Она тратит ее на совершенную ерунду — стирку полосок зебры.
Тем самым художник намекает, насколько людям из стран Европы и Северной Америки легко достаётся вода. И насколько ее катастрофически не хватает на африканском континенте.
Мы привыкли жить в мире изобилия. А для кого-то это мир нехватки всего, даже простой воды.
5. «Любовники со смартфонами». 2014 г.
Эти граффити Бэнкси оставил на двери клуба Broad Plains Boys в Бристоле. Здесь мальчишки после школы занимаются боксом вместо того, чтобы околачиваться на улице.
Вполне возможно, что когда-то и Бэнкси ходил в этот клуб. То, что художник родился и вырос в английском городе Бристоль, — чуть ли не единственный известный факт из его биографии.
Смысл работы очевиден. В эпоху социальных сетей и смартфонов виртуальное общение заменяет реальное взаимодействие.
Причём художник ещё более оголяет проблему: зависимость от виртуального общения столь велика, что даже способна отвлечь от поцелуя влюблённых людей! Как говорится, дальше некуда.
Эта работа интересна не только своим смыслом, но и историей.
На момент, когда Бэнкси написал эти граффити, юношеский клуб был на грани закрытия. Его владелец снял с петель дверь и внёс в здание клуба. Он хотел брать небольшую плату за просмотр работы, чтобы клуб продолжал существовать.
Но дверь изъяли власти города и поместили в музей. Хозяин клуба оказался человеком неробкого десятка и подал на мэра города в суд!
Вся эта канитель длилась до тех пор, пока не вмешался сам Бэнкси. В письме хозяину клуба он написал, что хочет помочь его заведению. Поэтому настаивает, чтобы работа принадлежала ему, а не городу.
Хозяин клуба продал дверь с рисунком Бэнкси за 400 тыс. фунтов. Юношеский центр был спасён.
Чем вам не современный Робин Гуд 🙂
6. «Беженец Стив Джобс». 2015 г.
На окраине французского города Кале Бэнкси нарисовал Стива Джобса. Миллиардера он изобразил в культовой чёрной водолазке. За спиной тот держит вещевой мешок, а в руке — старенькую модель компьютера Apple.
Рисунок появился посреди палаток сирийских беженцев. В лагере для тех, кто ожидает, пустят их жить в страны Евросоюза или отправят домой.
Почему же Стив Джобс изображён беженцем?
Дело в том, что отец Джобса — эмигрант из Сирии.
Так что послание художника адресовано тем, кто считает эмигрантов чужаками, которые только вредят их стране.
Но стоит лишь задуматься: если бы когда-то отца Стива Джобса не пустили в США, не было бы Apple и нескольких миллиардов налоговых отчислений. Уже не говоря о тысячах рабочих мест, которые возникли благодаря … сыну эмигранта.
7. «Котёнок в Секторе Газа». 2015 г.
В 2015 году в Секторе Газа на разрушенной стене появилось изображение милого котёнка с розовым бантом.
Контраст получился невероятный. Котёнок на фоне развалин.
Жители Сектора Газа живут хуже некуда. На 8 часов в день им отключают свет. 90% воды из скважин малопригодны для питья. Я уже не говорю о тысячах погибших под обстрелами.
Кусок этой многострадальной земли обнесён забором: почти никого не выпускают. У жителей нет возможности работать в соседних странах.
Попытки международных спонсоров связать эту землю с другим миром окончились крахом. Едва начавшееся строительство порта и аэродрома было остановлено обстрелами.
Внутрь этого сектора пускают лишь грузовики с едой и мылом — гуманитарной помощью. Все остальное запрещено для провоза. Даже строительные материалы! И отстроить разрушенные здания просто невозможно.
А самое страшное, что больше половины населения — дети. Рождаемость здесь, как в любой нищей стране, зашкаливает. А кормить этих детей особо нечем.
Это тюрьма, огромная детская тюрьма. В эту ловушку попали те, кому не повезло здесь родиться.
И посреди вот этой тюрьмы вдруг появился «Котёнок» Бэнкси.
Художник опять нас без сожаления критикует.
Люди помешаны на созерцании котиков. В то время как в мире есть такое адское место. Вот и любуйтесь котиком посреди этого ада. Но есть надежда, что однажды оглядитесь по сторонам.
8. «Выход Великобритании из ЕС». 2017 г.
В 2017 в Дувре появился огромный мурал с флагом Евросоюза. Рабочий сбивает одну из 12 звёзд так, что по всему флагу идут трещины.
За год до этого 51,9 % граждан Великобритании проголосовали за выход своей страны из состава ЕС. И Бэнкси явно решил быть в числе тех 48,1 %, которые были против выхода.
И опять художник очень умело выбирает место для своей работы. Его огромный мурал находится рядом с портом в проливе Ла-Манш.
Город Дувр у пролива Ла-Манш находится рядом с Францией. В ясную погоду можно даже разглядеть береговую линию соседей. Страны близки, но решили жить подальше друг от друга.
А ещё я удивляюсь, как Бэнкси удалось создать такую масштабную работу. Ведь действия уличных художников считаются незаконными. Поэтому творить приходится очень быстро.
Очевидно, что он спускался по веревке с крыши. Возможно, не в одиночку. Конечно, как и в других работах, использовал трафареты. Но согласитесь, все равно рискованно.
Как у импрессионистов, у него на работу было всего 15—30 минут. Только у впечатленцев была цель — поймать конкретный свет. У Бэнкси ограничения по времени — из-за опасности быть пойманным. Что ж, он справился и на этот раз.
9. «С Рождеством». 2018 г.
В конце 2018 года на стене обычного гаража маленького городка Порт-Талбот (Уэльс) появился рисунок, изображающий мальчика. Довольный ребёнок ловит ртом снежинки.
Но, когда Вы заглядываете за угол, видите … продолжение работы. И сразу же понимаете, что на ребёнка летит вовсе не снег, а пепел из дымящегося мусорного бака!
На этот раз Бэнкси решил высказаться на тему экологии. И, как обычно, выбрал для этого место, которое идеально сочетается с самим посланием.
В городке находится сталелитейный завод, который время от времени накрывает городок серой сажей. Дымящиеся трубы легко разглядеть недалеко от этого гаража.
Интересно, что владелец гаража продал эту работу коллекционеру за 100 тыс. фунтов. Но с условием, что работа останется в городе. Возможно, ей удастся изменить жизнь городка к лучшему. И подобный «снег» в городке прекратится.
Как вы понимаете, Бэнкси и с этой работы не имел никакой прибыли. Ведь здание принадлежит не ему. И его совершенно не смущает, что доход с продажи его произведения достаётся другому.
Такое легкое отношение к деньгам подкупает, согласитесь.
10. «Крыса в часах». 2018 г.
В 2018 году Бэнкси нарисовал бегущую крысу внутри часов здания на Манхэттене.
Вообще образ крысы очень часто встречается у художника.
Как-то Бэнкси рассказал забавную историю.
Один из его знакомых заметил, что крыса — оригинальная анаграмма к «искусству». Ведь оба слова состоят из одних и тех же букв (art в переводе с английского означает «искусство», а rat переводится, как «крыса»).
Бэнкси пришлось делать вид, что он знал об этом всю жизнь. Вот такое признание. Что ж, художник может и над собой иронизировать.
К тому же у него появился ещё один повод рисовать крыс.
Изначально этот малоприятный грызун был, скорее, символом нелегального искусства.
Но мне кажется, что эта крыса имеет ещё одно символичное значение. Именно в сочетании с часами.
Это же символ крысиных бегов! Ведь такая метафора подходит к жизни многих людей. Ну, хорошо, у русских больше принято сравнение с белкой в колесе.
Но в целом это как раз о беге на месте. Когда жизнь «дом — работа — дом» не позволяет нам сделать шаг в сторону и уж тем более вперёд. А на Манхэттене офисных работников, живущих по принципу крысиных бегов, очень-очень много.
Сейчас часы сняли владельцы здания. Хотят их продать. Власти города против. Жители тоже за то, чтобы часы вернули. Кто знает, может, Бэнкси и тут вмешается.
В заключение: в чем секрет успеха Бэнкси
Бэнкси не просто так привлёк к себе всеобщее внимание.
Подавляющее большинство граффитчиков писали свои имена или названия компаний с трудом читаемыми буквами. Бэнкси же шёл другим путём.
Он рисовал легко читаемые образы на остро-социальные и политические темы.
Любой прохожий, видя его творение, легко его «считывает». Да ещё успевает посмеяться над ироничным образом.
Мне кажется странным, что некоторые считают его простым вандалом, чьё место в тюрьме.
Забавно, конечно, но он ведь вернул искусство туда, откуда оно когда-то начиналось. На стены.
Когда-то это были стены пещер. Сейчас — стены зданий. И никаких «проводников» в виде музеев между зрителем и рисунком.
Сам Бэнкси считает, что «проще выпросить прощение, чем разрешение». Когда он создаёт свои работы, НЕ спрашивает разрешения.
Но я считаю, что прощения ему тоже не нужно просить. Ведь он делает мир лучше. Пожалуйста, твори дальше, отважный Бэнкси!
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Автор: Оксана Копенкина
Перейти на главную страницу
Англоязычная версия статьи
Главная иллюстрация: Кадр из фильма Бэнкси «Выход через сувенирную лавку», 2010 г.
ли со статьей или есть что добавить?