Корзинка из лыка своими руками

Корзинка из лыка своими руками

Корзинка из лыка своими руками

1                  Введение

 

Данное руководство предназначается для  любителей делать своими руками красивые и нужные вещи из берёзового лыка.  В нем не рассмотрены многие аспекты этого старинного ремесла, бытовавшего в каждой крестьянской избе русского Севера.
В музеях северо-запада страны вы можете увидеть многочисленные формы вещей, постоянно используемые раньше в крестьянском быту. Литература, указанная в этом руководстве, и выписки из нее помогут вам усовершенствовать свои знания по предлагаемой теме.Посещая различные выставки, ярмарки и знакомясь с мастерами, вы сумеете освоить плетение новых форм изделий для своей семьи и друзей.  

2                  Слово о берёсте

2.1    Береста (берёста), (бересто). Береста – верхний светлый, ремковый слой березовой коры. Она идет в основном на лыко. Берестовина – лоскут или полоска бересты. Берестить что, обвить, связать, скреплять берестою, берещеное кнутовище.
Лыко – молодой луб, волокнистое, неокрепшее подкорье со всякого дерева. Под корою луб, под ним мезга, под нею блонь, молодая древесина.
Блонь, болонь, блонка – молодые, внешние, не вполне еще одеревеневшие слои всякого дерева.
Луб, лубок – подкорье, исподняя кора, покрывающая блонь. Луб хорошо падает (сымается), в теплую, сырую погоду с ветром. (Литература 8)

2.2   Бересто – верхний слой березовой коры. Берёстовы лапти плели, а лыковых (липовых) лаптей не было на Севере. Берестяник – берестяной лапоть. В берестяниках уж очень удобно ходить. (холмогорск.)  Надо берестой запастись, берестяники делать. Плетюхи есть, из тоненьких бересток понаделаны. Узенько берестице, тоненько да мяконько. Ходил, драл лыко из бересты. Котоцёк снимает бересту. Из берестины лапотцы плетут. А берестечько это надо в кипяток.  Берестенник - только муку кладем. Из бересты и пестерюшки под муку плетут.     (Литература 7)

2.3   Техника плетения из бересты, как и предметы из неё пришли из глубокой древности, не потеряв в наши дни свой утилитарный смысл. И нет лучше корзины для ягод и грибов, чем северная зобенка. Плетеные из бересты изделия – легкий удобный лопаточник для бруска, кузова и пестери – жесткие заплечные мешки, в них удобно носить продукты, когда идешь на пожню, а возвращаясь из леса, - рыбу и дичь.

   (Литература 8)

2.4   Одним из излюбленных материалов мастеров Севера была береста. Она долговечна и не боится сырости. В быту, в крестьянском обиходе береста находила самое широкое применение, хотя материал этот, на первый взгляд, неброский, скромный. Но чего бы ни касалась рука мастера, все оживает и обретает совершенно новое, особое звучание.    (Литература 4)

2.5   Еще в древности березовая кора привлекала мастеров народного искусства своей ослепительной белизной, а также тем, что с обратной стороны была желтоватой, бархатистой, очень похожей на благородную хорошо выделанную замшу. При обработке береста сохраняла свои свойства: мягкость, бархотистость, гибкость и удивительную прочность, благодаря которой она годилась для изготовления сосудов для жидкостей, для хранения и транспортировки молока. (Литература 11)

2.6    Весенняя береста имеет холодновато-желтый цвет, осенняя – теплая, темно-коричневая. При сочетании бересты разного цвета получается дополнительный эффект. Береста состоит из множества тонких, но плотных  слоев. Каждый год на берёзе нарастает новый слой, и кора становится толще. Внутренний слой может быть желтым, охристым, коричневым, желто-зеленым… Эта сторона у мастеров называется лицевой.

  (Литература 15)

2.7   Береста имеет различные оттенки в зависимости от времени снятия её со ствола дерева и его возраста. Чем старее дерево, тем больше его диаметр, тем темнее оттенок поверхности бересты. «Твердая» береста, имеющая при расслоении внутри белую поверхность, не годится для плетения. Она не расслаивается. Лучшая береста – ровная, с небольшими полосками естественного рисунка – у одной из наиболее распространенной березы – березы пушистой. Своеобразная особенность березы пушистой, позволяющая отличить её от другого вида – березы бородавчатой, - это мелкий густой пушок, покрывающий молодые побеги и листья. Встречается береза пушистая чаще в местах низких, пойменных, заливаемых в весеннюю пору водой. Для декоративных работ необходима береста ровная, без болезненных  утолщений, наплывов и порезов.

  (Литература 2)

2.8   Если бывало порежется кто-то на сенокосе, то тут же тоненькой полоской бересты вместо бинта перевяжут рану, глядишь – к вечеру она уже затянулась. В бересте много дёгтя, а еще нашли в ней и серебро, поэтому-то, наверное, она и сама не портится. И продукты береста долго сохраняет. Хранят в берестяных туесах и коробах моченые и свежие ягоды, соленые грибы. Даже свежая рыба может храниться долго.

 (Литература 23)

2.9   Весьма интересны и изделия из бересты, составлявшие в прошлом значительную часть домашней утвари. Обилие дошедших до нас предметов позволяет составить довольно полное представление бытовавшей среди карел берестяной утвари. Из бересты карелы изготовляли солоницы, бураки, туеса, корзины, кошели и т. п. Эти изделия отличались не только красивой текстурой, но и замечательной прочностью.         (Литература 14)

2.10  Сегодня, когда мы пытаемся возродить старинные виды ремесла, постепенно лучшие качества ремесленного производства растрачиваются, мельчают, как и эстетический опыт мастеров и потребителей изделий. Очень разнообразные вещи плели из полосок эластичной, крепкой и красивой коры березы. Это были и большие заплечные сумки, короба, корзины, обувь, весьма различная по форме, солонки в виде птицы.
Любой предмет можно было выплести, но не делались бесполезные вещи. Учитывалась легкость материала, исполнялись предметы, в которых удобно и целесообразно было переносить. Красота материала учила мастера ценить выразительность самого плетения. Великолепно раскрыт материал в крупных изделиях, но и мелких, небольших предметах мастер не мелочит бересту, он ценит ее фактуру, цвет. Плетение остается структурным и ясным.
 Фактура - обработка, строение. В декоративно-прикладном искусстве - полированная, шероховатая и т. д. поверхность изделия. (Литература 21)

2.11  Много выдумки и изобретательности проявлялось в создании изделий из бересты. Из заготовленных клубков берестяной ленты с помощью палочек – зажимов мастера плели лапти и корзины, хлебницы и сумки пестери, штофы, фигурные утки – солоницы. В процессе плетения лента ложилась в узорные композиции – в клетку, косичку, веревочку, треугольничками. Простым рисунком, игрой светотени, нюансами золотистого цвета материала они наделяли красотой обычные бытовые предметы. Мотивы кругов, розеток, ромбов, звездочек, ритмично разбросанные по фону или уложенные в ряды и косые полосы, придавали предметам неброскую декоративность. Они деликатно обогащали природную текстуру бересты, хорошо сочетаясь с её естественным цветом. Кроме росписи, берёсту украшали тиснением, гравировкой и прорезью, из нее делали узорные полосы, выплетали целые фигурные предметы. (Литература 6)

2.12  Береста – верхний слой коры березы: сдирается большей частью весной с живых деревьев, идет на лапти, корзиночки, коробки, бураки и т. п. Из бересты добывается прекрасный березовый дёготь. Береза широко распространена в СССР от Севера до степной полосы. Многие виды березы – ценные лесные поделочные деревья, дают лучшее топливо (деревья в 40-60 лет уже пригодны для рубки на дрова), являются прекрасным материалом для различных столярных изделий, но для построек мало пригодны.
Весной береза дает сладкий сок, содержащий до 2% сахара. Из наружного слоя коры (бересты), северные народности выделывают посуду, кроют ею жильё, обшивают лодки и т.д. Из березы добывают деготь, применяемый для обработки кож (юфть). При сжигании древесины получается сажа, идущая на типографскую и малярную краски. Молодые ветви березы идут на веники и метлы, листья представляют народное потогонное средство, из сока молодых листьев с квасцами получается зеленая краска, с мелом – желтая. Спиртовая настойка на почках березы применяется в народной медицине при порезах и желудочных заболеваниях.

Из 40 видов берез, растущих только в Северном полушарии, в СССР растет около 16 видов, из которых наибольшее значение имеют бородавчатая и пушистая.(Литература 35)

2.13  Русское слово «берёза» очень древнее. В праславянскую эпоху (до 8 века н.э.) это слово звучало как berza. В индоевропейских языках слово «береза» было прилагательным и значило светлая и белая. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому встречали его не елью, а березой. В это время земледельцы приступали к сельхозработам, а береза распускалась первой зеленью. Март был первым месяцем года до 15 века; с тех пор русский календарь был перестроен, но название сохранилось в украинском языке, где март называют березнем.
Из древних летописей известно, что в те времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле, а поклонялись ей в образе священного белого дерева – березы. Береза воспринималась как существо живое, могущественное, способное исполнять желания. Не случайно береза – один из главных образов народного поэтического творчества. В народных песнях, сказаниях, преданиях береза – символ весны и родины. Любимое дерево наделялось самыми ласковыми эпитетами. Её называли стройной, кудрявой, тонкой, белой, пушистой, веселой…
Приметы: Из березы течет много сока – к дождливому лету. Когда береза перед ольхой распустит лист, лето будет сухое, если ольха наперед – мокрое. В наших лесах березы старше 150 лет не встречаются. Кора стволов у березы белая, она как бы светиться в темноте. Кора у молодых ветвей красно-бурая, покрытая бородавками (чечевичками).(Литература 15)

2.14  Благодаря своим замечательным свойствам (прочность, гибкость, устойчивость к гниению), береста издавна широко применялась в быту. Все разнообразные берестяные изделия народов России можно условно разделить на 3 группы:

1                  Вещи сделанные из целого куска бересты, наиболее простые по форме: чекманы (широкая и низкая четырехгранная открытая посуда), кузовки, набирушки.

2                  Плетеные изделия разнообразных форм и размеров: маленькие солонички, огромные сумки – заплечники, плетеная обувь и т. д.

3                  Сшивные изделия, наиболее сложные и трудоемкие: бураки, короба.

Разнообразны и способы украшения берестяных изделий: выскабливание и гравирование, тиснение и резьба, роспись красками.(Литература 25)

2.16  Чего только не делали из бересты в России! Перед началом работы саргу слегка смазывают льняным маслом. При плетении пользуются клинообразным инструментом из дерева, железа или рога лося – кочедыком (в других диалектах – котач). Лапти плетут на деревянной колодке. Плетение ведется в 3-4 сарги, благодаря чему получается прочная вещь, не пропускающая воду и воздух. Даже пастушьи рожки и детские дудки делали из бересты. Плели из этого материала болотные сапоги, непромокаемые куртки и фуражки. Кружка, солоник и лопатошник – сумочка для бруска и лопатки, которыми точат и правят косу, не были в тягость крестьянину, отправлявшемуся на пожню в жаркий день. Береста легка и прочна. Походный солоник – утушка мог служить одновременно и игрушкой. Для детей специально плели берестяные мячики, птички, погремушки.
Под влиянием предметов городского быта крестьяне – кустари делали и такие вещицы, как, например, чернильный прибор. Но самыми распространенными были корзины разных форм и емкостей, короба-чемоданы, заплечные кошели с лямками, короба для хранения муки, сумки для рыбной ловли. Говорят, что в таких сумках рыба зимой не промерзает и не портится летом в жару. Для рыбаков мастерили берестяные грузила, оплетая саргой камень, и поплавки для сетей. Оплетали бутылки берестой. Делали бутылки и из самой бересты. Всего перечислить невозможно. (Литература 4)

  3      Мастера Архангельской области

  3.1     Руки народного мастера, художественно преображая практически полезные вещи, превращали их в произведения искусства. В книгах, иллюстрированных альбомах находит отражение преимущественно искусство декоративного оформления изделий, а  технология  их изготовления и особенности материалов, применяемых в прошлом и настоящем, почти не освещены. Например, сосна, срубленная в декабре, почти в два раза прочнее сосны, срубленной в феврале. (Литература 2)

3.2   По мнению мастеров, береста насчитывает около ста цветовых оттенков: от белого, бледно-розового, янтарно-золотистого до темно-коричневого. Понимание природных свойств материала, умение выявить и подчеркнуть его красоту, с любовью сделать полезную вещь составляют удивительные свойства народного ремесла, за что и называют его искусством.

3.3    К бересте сейчас интерес особый. Она переживает свое второе рождение - "берестяной ренессанс". Среди народных мастеров, работающих с берестой, произошла своего рода специализация.  Тиснение на изделиях, выплетение орнамента на изделиях простого или рафинированного из ленточек разного оттенка, берестяная скульптура, по видам изделий.
Береста, как материал, не втискивается в жесткие рамки современной технологии. Берестяную хлебницу не могут делать несколько человек поэтапно, как, например, поэтапно режут из осины деревянную хлебницу.
В избе русского крестьянина береста занимала второе место после дерева. Туеса (бураки), коробья, пестери, заплечники, кошели, лукошки, масленки, набирушки, корзинки, зобеньки, солонки, поставцы, подточильники, ягодники, подкотельники, игрушки, погремушки, и всего не перечислить.(Литература 16 )

3.4   Интересно, что в изделиях, которые выплетают мастера сегодня, редко можно встретить исполнителя, который так понимает бересту. Чаще проявляется тенденция применять ее узкие полоски, усложнять и мельчить рисунок плетения. Думается это не случайно. Современный мастер часто красивым считает сложное, изящное, миниатюрное, ярко украшенное. Полезность и конструктивность перестают быть критерием эстетического. Да и делает он берестяной предмет не для жизни, а для выставки или для продажи в художественном салоне. Распадается связь полезного, жизненного и эстетического начала, которое рождалось в рукотворном мастерстве. Ремесло - сфера создания необходимых в жизни предметов. Их утилитарность естественна. (Литература 21)

3.5   Необходимо выделить несколько общих художественных, характерных признаков, традиционных для народного декоративно-прикладного искусства:

- утилитарность - практическая предназначенность промысла в ответ на   бытовые нужды, хозяйственные потребности.

- срастание произведений народного искусства с окружающей жизнью, родной природой.

- единство обрабатываемого материала и технических приемов.

- традиционность форм и опыта.

- коллективная природа творчества, избавляющая мастеров от ошибок, заблуждений, бесплодных опытов и шатаний, пустой траты сил.

- предельная экономия художественных средств.

- близость к детскому творчеству.

- нарядная декоративность, праздничность впечатления.

- при малочисленности сюжетов обилие их вариантов.

Мастера, обращаясь к одним и тем же мотивам, интерпретируют их, находят новые варианты.  (Литература 22)

3.6    В этом состоит их артистизм - сделать ту же самую вещь, что и другие мастера, только иначе, чем они, по-своему и лучше.
В настоящее время большим спросом пользуются плетеные изделия, выполненные на высоком художественном уровне, имеющие утилитарное практическое значение, не только приносящие человеку пользу, но и удовлетворяющие его духовные потребности, воспитывающие и формирующие хороший вкус.
Все эти функции изделия могут выполнять при условии, если они современны по форме, оригинальны по замыслу и хорошо выполнены технически. Орнаменту, художественному оформлению внешнего вида изделия, его маркировке, товарному знаку и другим показателям, характеризующим товарный вид, придается первостепенное значение. Перегруженность орнамента несвойственна произведениям декоративно-прикладного искусства. (Литература 18 )

3.7    С середины 60-годов Архангельский союз художников, областной дом народного творчества, областной и районные музеи ведут работу по обследованию старинных центров Севера, деревень и сел Архангельской земли, выявляя потомственных мастеров, владеющих навыками традиционных  ремесел.
Вот уже более 15 лет народные мастера тесно сотрудничают с Художественным фондом России, активно участвуют не только на ежегодных областных выставках, но и крупных зональных, республиканских и зарубежных смотрах. Значительно пополнились за эти годы музейные коллекции. (Литература 28 )

3.8   Современное творчество северных мастеров сегодня широко известно. Ему посвящены ряд альбомов и теоретических исследований специалистов, многочисленные популярные издания. Личность народного мастера - хранителя древней культуры - пользуется уважением, любовью и славой. Старейшие из них прекрасно знают и помнят разнообразие форм и приемов украшения корзин, кузовов, лукошек, солонок и т. п.  Плетеные изделия, в основном, сохраняют свое бытовое назначение: ими пользуются как в сельской местности, так и городе.
Личность народного мастера - хранителя древней культуры - пользуется уважением, любовью и славой. Старейшие из них прекрасно знают и помнят разнообразие форм и приемов украшения корзин, кузовов, лукошек, солонок и т. п.  Плетеные изделия, в основном, сохраняют свое бытовое назначение: ими пользуются как в сельской местности, так и городе.
Искусством плетения овладели и некоторые молодые мастера, например, Юрий Ходий и Ольга Павленко из Архангельска, обучавшиеся у потомственных мастеров - вельчан Якова Григорьевича Рохина и Дмитрия Евгеньевича Задорина. С деревом сроднился известный народный мастер Александр Иванович Петухов, живущий в Коношском районе.(Литература 28 )

3.9  Запись разговора писателя О.Ларина с мастером М.Ф.Фатьяновым из Лешуконского района - это пример сохранения русского народного языка. "В прежно-то время, ковды за стол садились одну бересту и видели: блюда, солонки, ковши, стаканы, штофы. А еше на катанки береста шла, галоши из ей делали. Наденешь на валенки: хорошо идти, дробко, ноги в тепле.
Береста бывает трех сортов - тонкая, теплая, мягкая, бархатистая, растяжимая, широкопластная, - без грибка, значит, и без корок - "жирная", белая, бледно-желтая, молодавчатая. Такой здесь сроду не бывало.

 - толстая, гладкая, прочная, но игловатая, разноцветная - с юга красноватая дак, а с севера - желтая. Эта еще не поспела, на другой год приду.

 - и третий сорт: толстая, тундроватая, пятнистая, в шадринках вся, в коросте, усикомыми засижена. Этой здесь хоть пруд пруди. Бери, не хочу ...

В прежние-то времена, не поверишь, мы лапти из ей плели, из бересты-ти. Лапти плести - не дом вести, наука не хитрая. Для одной ноги пять полос требовалось, мочишь их, окариваешь, заостряешь и в воду. Легче они тоды загибаются." (Литература 34)

3.10     Костылев положил крест-накрест восемь двойных лычек, сложенных так, чтобы внутренняя сторона бересты была лицевой. Придерживая их зажимами, стал плести плотно, клеточку за клеточкой. Когда не было бересты, плел из бумажных ленточек шкатулки, очечник, сумочки… Если протереть лычку тряпочкой, смоченной в подсолнечном масле, заусенцы на них не образуются, береста становится эластичнее, утрачивает сопротивление, да и цвет проявляется активнее. Василий Алексеевич закончил плетение, отгладил и распрямил небольшой коврик из золотистых ленточек, поколотил его колотушкой, свернул в трубочку и стал формировать углы. С помощью пинцета он протягивал свободные концы лычек под соседние клеточки с внешней и внутренней сторон изделия. (Литература 30)

3.11  Считаю своим долгом вспомнить:

-  Михаила Васильевича Варварского из Конёва;

- кудесника Вячеслава Макаровича Трапезникова из Няндомского р-на, Лепша;

-  Владимира Николаевича Бурчевского подвижника народного творчества,

-  Валентину Дмитриевну Кузнецову старосту клуба "Берендей", г. Вельск;

-  улыбчивых и добрых Ивана Кировича Лаврентьева и Евстафия Михайловича  Дружинина из того же знаменитого клуба декоративно-прикладного искусства "Берендей";

-        Николая Александровича Уварова преподавателя из Няндомы;

-        народного мастера Сергея Григорьевича Канышева с супругой Леной, обучающей детей плетению, из Каргополя;

-        народного мастера Александра Владимировича Шутихина из Котласа

и многих других мастеров, которые приобщили меня своими изделиями к мастерству плетения из бересты.

3.12  В Северодвинске знаком с следующими коллегами по плетению:

-        преподавателем широкого профиля Иваном Григорьевичем Клещиным,

-        пенсионером Григорием Григорьевичем Порошиным,

-        Владимиром Александровичем Коробковым,

-        Михаилом Евгеньевичем Стрелковым и другими.

 
4      Рабочий инструмент и принадлежности

 
4.1    Инструмент плетельщика прост – это сочалка, нож-косяк, ножницы, "щемильцы" для зажима лент бересты, кочедык, помогающий продергивать ленты бересты при плетении, шаблоны, линейка, карандаш.  Все это есть в каждом доме или легко можно сделать самим. Рабочее место мало и состоит из низенькой скамеечки, табурета с инструментом под сидением-крышкой и бака (полиэтиленовой емкости) для смачивания лент.

4.2    Сочалка – это старинный инструмент для безопасного снятия лыка с дерева. Простой корень, ветка или подобное из твердого дерева затачивают под двумя углами. Сочалка – это еловый сук для снятия бересты. Его можно сделать и из другой твердой породы дерева. Сочалка по форме аналогична кочедыку, но имеет рабочие плоскости, обрезанные  под двумя углами.

Край бересты подрывается сочалкой от луба и тянется под углом для получения длинной ленты.

4.3  Нож

4.3.1 Нож должен быть очень острым. Удобно работать ножом, имеющим форму сапожного ножа. Ножи - косяки бывают с разной шириной полотна и разным углом скоса. Резать бересту можно носком или пяткой. Полотно ножа - косяка, изготовленное из инструментальной стали и хорошо отполированное, имеет длину 50-70 мм, ширину 10-лезвия.

4.3.2 Нож имеет прямое полотно шириной 25-30 мм и длиной 80-150 мм, длина с ручкой 180-270 мм. Наиболее удобная ручка для ножа – прямой формы с закругленными гранями и головкой, с черенком длиной 100-120 мм, шириной 20-30 мм, толщиной 12-15 мм. (Литература 2)

4.3.3 Лезвие ножа должно быть идеально острым. Фаска при заточке косяка снимается с двух сторон узкой скошенной грани под одинаковым углом. При заточке нож держат так, чтобы фаска плотно прилегала к бруску, и придают ему возвратно-поступательное движение большой амплитуды. Как только на режущей кромке появится заусенец, нож переворачивают. Доводят заточку на тонко зернистом бруске, правят на оселке, придавая ножу такие же движения, как при заточке на бруске.

4.3.4 После заточки и правки инструменты насухо вытирают, укладывают черенками в разные стороны, чтобы не повредить острие, и заворачивают в толстый холст или хранят в специальном футляре с карманчиками. Под режущие кромки следует подкладывать поролон. Для предохранения от ржавчины полотно режущих инструментов необходимо слегка протирать маслом. (Литература 2)

4.3.5 Применяются и специальные ножи-резаки с ограничителями, расположенными на длинной рукоятке. Режущая часть лезвия не должна выступать над ограничителями больше чем на 2,5-4 мм, в зависимости от толщины бересты. (Литература 23)

4.3.6 Ещё удобнее резать берестяную ленту заданной ширины специальным резаком с ограничителем. Лезвие резака прорезает бересту, а крючок ограничителя одновременно отделяет ленту от ствола



Корзинка из лыка своими руками

Корзинка из лыка своими руками

Корзинка из лыка своими руками

Корзинка из лыка своими руками

Корзинка из лыка своими руками

Корзинка из лыка своими руками

Корзинка из лыка своими руками

Корзинка из лыка своими руками

Корзинка из лыка своими руками

Корзинка из лыка своими руками

Корзинка из лыка своими руками